Левое меню

Комплексная профилактическая программа

для учащихся МОУ СОШ № 20

 «Шаги к здоровью»

 

Данная программа составлена для учащихся 5-11 классов и является логическим продолжением программы «Здоровье. 1-4 классы». В помощь  классному руководителю предлагается система классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование антинаркотического воспитания, привитие навыков здорового образа жизни, формирование системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе. Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На данных занятиях учащиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

Цель программы: способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.

Задачи программы:

-       Обеспечение эффективного физического и психического развития.

-       Формирование мотивации здорового образа жизни.

-       Воспитание в подростках сознательной потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.

-       Обучение воспитанников методам самопознания, самоконтроля и программирования собственной деятельности по укреплению здоровья.

-       Формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психорегуляции и полового поведения.

-       Изучение особенностей безопасной жизнедеятельности.

-       Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.

-       Осуществление физического воспитания.

Данная программа включает в себя 5 раздела:

I.            Курс валеологических занятий:

5     класс – «Помоги себе сам»

6     класс – «О привычках вредных и полезных»

7     класс – «Наука выживать»

8     класс – «Познай себя»

9     класс – «Слагаемые здоровья»

10   класс – «Мы – будущие родители»

11   класс – «Психология общения».

II.            Спортивно-оздоровительные мероприятия.

III.            Творчество.

IV.            Просветительская работа с родителями.

V.            Совместная деятельность с представителями здравоохранения (по согласованию), органов системы профилактики.

 

                                                                      I.            Курс валеологических занятий.

 

Особенности преподавания курса валеологических занятий.

 

Основным разделов программы «Шаги к здоровью» является курс рекомендуемых валеологических занятий с 5 по 11 класс.

        В работе с учащимися 5 –7 классов (вторая ступень) используется постановка доступных задач, проблемных вопросов, максимально затрагивающих интересы ребёнка — с последующим выбором альтернативных решений.

        Главная задача педагога — формирование субъектности позиции учащегося: создание в классе такой среды, в рамках которой становятся возможными самопознание, самосовершенствование подростка и выработка им индивидуального способа жизнедеятельности.

        Проблемный анализ предлагаемого учебного материала сопровождается сообщением научных фактов или официальных статистических данных, ранее недоступных школьникам. Предполагается систематическое использование на занятиях приёмов и средств народной педагогики, цитирование суждений и высказываний учёных, заслуженных спортсменов, выдающихся личностей. В процессе занятий приводятся не только негативные примеры, но и, главным образом, позитивные.

        Оценка результата принятого учащимся решения не остаётся исключительно прерогативой учителя. Детальный разбор предложенных ситуаций, групповой и индивидуальный анализ возможных результатов и в конечном итоге — самооценка способствуют повышению персональной активности в принятии трудных решений. При оценивании достижений ученика важна не формальная констатация уровня знаний, а выявление желания и готовности следовать валеологически целесообразным моделям поведения. В отдельных случаях допускается использование системы поощрений, но она не должна стимулировать соревновательный или конкурентный характер поведения.

 

В результате усвоения программы второй ступени

учащиеся должны уметь:

-       осмысливать предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;

-       программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;

-       практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.п.).

        Учащиеся должны знать:

-       правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;

-       системы органов человека и их основные функции;

-       основы функционирования нервной системы, причины нарушения психологического равновесия и способы саморегуляции;

-       питательные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для осуществления жизнедеятельности;

-       вредные для организма вещества.

Третья-четвертая ступени: 8 – 11 классы

Задачи курса:

1.     Формирование у школьников валеологически обоснованного, здорового образа жизни.

2.     Обучение юношей и девушек основным методам валеологических исследований.

3.     Помощь в овладении необходимыми знаниями по предупреждению и способами лечения болезней, навыками доврачебной помощи.

4.     Подготовка выпускников к семейной жизни и воспитанию детей.

5.     Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.

6.     Осуществление физического воспитания и самосовершенствования.

Особенности преподавания курса

        Главная педагогическая задача на данном этапе валеологического образования школьников состоит в том, чтобы помочь учащимся старших классов познать самих себя, окружающий мир, понять, что фундамент жизненного пути закладывается в юности, а поэтому — задуматься об уважительном отношении к своей личности, своему организму и своему здоровью. Учитель должен заложить валеологические основы семейного воспитания, облегчить подготовку выпускников к самостоятельной жизни.

        Облегчить усвоение программы на третьей ступени поможет использование разнообразных практических, научных и научно-популярных материалов, позволяющих дать обоснованные и исчерпывающие ответы на волнующие старшеклассников вопросы. При проведении занятий рекомендуется использовать такие формы фронтальной работы, как дискуссии, практические семинары, деловые игры.

 

В результате усвоения программы третьей-четвертой ступени

учащиеся должны уметь:

-       соблюдать правила безопасности в процессе учебной, бытовой деятельности, а также при проведении физкультурно-оздоровительных занятий;

-       сознательно осуществлять здоровый образ жизни, грамотно управлять им, а при необходимости — корректировать;

-       адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях;

-       валеологически грамотно организовывать бытовую и семейную стороны жизни;

-       самостоятельно планировать и заниматься социально и личностно значимыми видами досуговой деятельности;

-       регулировать своё поведение в области половых отношений.

Учащиеся должны знать:

-       механизмы влияния разнообразных факторов на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека;

-       способы регулирования собственного здоровья;

-       подходы к использованию личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов;

-       правила мобилизации внутренних ресурсов для достижения поставленных целей;

-       валеологические особенности семейных взаимоотношений;

-       основы здорового питания;

-       правила полового поведения и основы половой гигиены.

Тематика и содержание занятий

II-ая  ступень: 5–7 классы (1 раз в месяц)

 

п/п

Название темы

Основное содержание

Кол-во часов

5 класс

Помоги себе сам

1.       

Что такое здоровье

Сущность здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Понятие здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкеты и тесты)

1

2.       

Мудрость здоровья

Поддержание естественного здоровья. Анализ собственного образа жизни

1

3.       

Сон и здоровье

Зачем человеку сон. Влияние сна на настроение и поведение человека. Продолжительность сна. Гигиена сна

1

4.       

Осанка.Упражнения для укрепления позвоночника

Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника. Причины нарушения осанки. Комплекс упражнений. Тренировка при ходьбе. Как правильно сидеть, лежать, поднимать тяжести

1

5.       

Береги зрение с детства

Заменить глаза ничем нельзя. Как устроен глаз человека. Что может случиться с глазами и зрением. Гигиена глаз. Изменение зрения с возрастом. Очки очкам рознь

1

6.       

Чтобы зубы не болели

Как устроен зуб человека. Болезни зубов. Чем и как надо питаться, чтобы зубы были здоровыми. Витамины и здоровье зубов. Как правильно чистить зубы

1

7.       

Как сохранить хороший слух

Для чего предназначены уши. Как устроено ухо человека. Правило ухода за ушами

1

8.       

Опасные домашние предметы

Почему домашние вещи могут стать опасными. Бытовые травмы. Мелкие предметы — не игрушки. Первая помощь при травмах

1

9.       

Когда врача нет рядом

Правила игры, отдыха на природе. Первая помощь при перегревании. Ядовитые растения нашей местности. Первая помощь при отравлениях.

1

6 класс

О привычках вредных и полезных

1.       

Привычки вредные и полезные

Что такое привычки. Какие привычки мы называем вредными, а какие полезными. Самоанализ привычек.

1

2.       

Сон и отдых. Какие привычки мешают полноценному отдыху.

Потребности организма в отдыхе и сне. Что такое сон. Ночная работа мозга. Сновидения. Умеете ли вы засыпать? Что необходимо для хорошего сна. Как организовать полноценный отдых. Важнейшие методики релаксации

1

3.       

Сохраним сердце здоровым. Зарядка – хорошая привычка.

Условия сохранения здорового сердца: нормальный вес, физические нагрузки, правильное питание, эмоциональный фон. Психический стресс и его влияние на работу сердца. Как противостоять стрессу.

1

4.       

Нервная система. Научи себя беречь нервы.

Заболевания, связанные с расстройством нервной системы. Их профилактика и лечение

1

5.       

Окно в мир. Как правильно работать за компьютером.

Глаза — окно мозга в мир. Защита глаз. Нарушение зрения и их причины. Отдых глаз. Уход за глазами

1

6.       

Привычка мыть руки. Кожа человека

Строение, функции, значение кожи. Кожа — зеркало здоровья. Уход за кожей тела. Уход за кожей лица в подростковом возрасте.

1

7.       

Учимся заботиться о своем здоровье. Органы дыхания.

Лёгкие и дыхательные пути. Строение, функции и значение. Как мы дышим. Что разрушает лёгкие. Валеологический самоанализ: как ты заботишься о своих лёгких

1

8.       

О вредном действии табака

О вреде табака здоровью курящего и окружающих людей.

1

9.       

Чему я научился и что хочу узнать

 Конкурсы, викторины, ролевые игры.

1

7 класс

Наука    выживать

1.

Физическое и психическое здоровье человека

Определение физического и психического здоровья человека. Способность человека поддерживать психическое равновесие

1

2.

Опасные сигналы

Как организм сигнализирует об истощении психической энергии. Равнодушие. Нерешительность. Беспокойство. Сомнение. Сверхосторожность. Валеологический самоанализ: состояние собственной психики

1

3.

Как сохранить работоспособность

Факторы, влияющие на работоспособность человека. Нервное напряжение, истощение, депрессия.. Физическое изнашивание организма. Правила сохранения силы.

1

4.

Движение — путь к здоровью!

Влияние физических упражнений на физиологические процессы и состояние нервной системы. Особенности различных видов физических упражнений и состояний физической активности

1

5.

Память

Что такое память. Типы памяти. Приёмы укрепления и тренировка памяти

1

6.

Проблемы в обучении и их преодоление

Как мыслят люди. Наиболее распространённые проблемы, связанные со школьным обучением. Пути преодоления. Валеологический самоанализ: определение школьных проблем

1

7.

Мотивация к учёбе

Что такое мотивация. Удовлетворение личностных потребностей в школе. Мотивация и настроение, активность, развитие и здоровье детей. Валеологический самоанализ: определение доминирующей мотивации

1

8.

Человек и дисциплина

Дисциплина и самодисциплина. Взаимоотношения между людьми и их формирование. Искусство самодисциплины. Валеологический самоанализ: разработка программы усиления личной самодисциплины

1

9.

Радость общения.

Тренинг

1

         

 

 

III-ья ступень: 8–9 классы (20 часов, 1 раз в месяц)

 

№ урока

Название темы

Основное образовательное содержание

Кол-во часов

8 класс

Познай себя

1.     

Почему мы разные

Различия в темпах развития девочек и мальчиков. Психологические различия между мужчиной и женщиной. Валеологический совет: как развивать соответствующие своему возрасту и полу внешние и внутренние качества.

1

2.     

«Трудный» возраст и твои проблемы

Психологические проблемы. Поиск себя в запутанном лабиринте. Вредные привычки: девушка и алкоголь, курение, наркотики. Венерические заболевания и СПИД. Встречи со специалистами.

1

3.     

Секреты Афродиты (для девочек)

Забота о своей внешности. Вкус и умеренность. Секреты красоты — в уходе за кожей. Как правильно заботиться о волосах. Косметические процедуры в домашних условиях. Осанка. Походка. Гимнастика и специальные упражнения

1

4.     

Ты становишься мужчиной

Твои физические характеристики. Вредные привычки: юноша и алкоголь, курение, наркотики. Венерические заболевания и СПИД. Встреча со специалистами.

1

5.     

Дружба или любовь?

Что общего и какие различия между ними? Взаимоотношения между мальчиками и девочками — подростками. Что нам досталось в наследство от рыцарских врёмен. Каким должен быть друг, подруга, любимый человек? Опрос-анкета

1

6.     

Валеология любви

 Потребность человека в любви. Виды и стадии любви. Нравственные принципы любви. Забота о здоровье любимого человека.

1

7.     

Красота человеческого тела

Телосложение и физическое развитие человека. Как «построить» своё тело. Основы культуризма и атлетической гимнастики.

1

8.     

Формирование практических навыков построения тела.

Совершенствование в избранном виде физической деятельности. Выполнение комплексов упражнений на развитие определённых участков тела

1

9.     

Умей сказать «нет!»

Психологический тренинг, ролевые игры, направленные на борьбу с негативными сторонами жизни.

1

9 класс

Слагаемые здоровья

1.

Что определяет здоровье

Природная среда и социальная среда. Влияние на здоровье человека. Генетическая предрасположенность. Образ жизни. Двигательная активность. Психологический фактор. Аутотренинг. Привычки

1

2.

Валеологический дневник

Разработка и составление дневника здоровья. Установка на здоровый образ жизни. Валеологический анализ компонентов жизни человека.

1

3.

Чистота и красота

Зависимость здоровья от гигиенического поведения. Позитивный эмоциональный настрой формируется самим человеком. Гигиена и уют жилища. Гигиена и красота тела

1

4.

Законы здорового питания

Важнейшие правила питания. Рецепты витаминных блюд. Национальные традиции питания. Особенности и достоинства национальной русской кухни. Составление рациона питания. Соблюдение режима

1

5 – 6

Человек — личность и индивидуальность

Чем люди отличаются друг от друга. Условия, определяющие индивидуальность и характер человека. Воспитание и самовоспитание. Развитие лучших черт, заложенных природой. Как исправить недостатки своего характера

2

7 – 8  

Отношения человека с окружающими

Зависимость здоровья от окружающих людей. Как проанализировать свои взаимоотношения с окружающими. Правила построения личных взаимоотношений. Рекомендации Карнеги

2

9

«Оптимистическая гипотеза»

Формирование адекватной положительной самооценки. Воспитание ответственности. Развитие социально значимых навыков. Уважение и самоуважение. Основы аутотренинга

1

 

 

IV-ая ступень: 10–11 классы (1 раз в месяц)

 

10     класс

 

Мы – будущие родители

1.

Резервы человеческого организма

Возможности, заложенные природой. Уникальные феномены. Здоровье — главный критерий успешности в жизни

1

2.

Валеологический дневник

Разработка и составление дневника здоровья. Установка на здоровый образ жизни. Формирование и коррекция образа жизни

1

3.

Брак — прежде всего ответственность

Мотивы создания семьи. Как подготовить себя к супружеству. Здоровье — важнейший фактор формирования полноценной здоровой семьи

1

4 - 5

Основы семейных отношений

Нравственные основы семьи. Психологический климат. Трудовая атмосфера семьи. Распределение семейных обязанностей. Бюджет и хозяйство. Эстетика быта. Последствия нарушений гармоничных семейных отношений

2

6 - 7

Семья и дети

Воспитание детей в семье.  Условия эффективности семейного воспитания. Истоки родительской мудрости

2

8

Здоровье семьи

От чего зависит здоровье членов семьи. Условия и правила формирования здоровья в процессе семейных отношений. Самая первая помощь. Рецепты народной медицины

1

 

11  класс

Психология общения

1.     

Человек и его характер

Что такое характер. Совокупность индивидуальных особенностей психики. Отрицательные и положительные черты характера, их проявления. Валеологический самоанализ: определение особенностей своего характера

1

2.     

Типы нервной системы

Типы нервной системы человека и их особенности. Темперамент. Физиологические и психологические основы. Связь темперамента с образом жизни и здоровьем человека. Валеологический самоанализ: определение собственного темперамента; определение темперамента персонажа по описаниям

2

3.     

«Учитесь властвовать собой…»

Нервное напряжение, нервный срыв, эмоциональные перегрузки. Чем нервное перевозбуждение угрожает здоровью. Бодрость духа, оптимизм, хорошее настроение. Улыбка лучше таблетки. Релаксационные упражнения

2

4.     

Ценность человеческой жизни

Смысл жизни. Конфликты и их преодоление. Аутотренинги.

1

5.     

Природа нравственности и ее основания.

Что  такое нравственность. Общепринятые нормы морали. Путешествие в прошлое. Обсуждение поступков литературных героев

1

6.     

Если заглянуть в будущее… Кто я? Кто ты?

Обсуждение тезисов. Выбор приоритетов. Проецирование своего будущего.

1

7.     

Я самый, самый…

Ролевые игры, психологические тренинги. Покажи себя в полном блеске или как устроиться на работу , или влиться в новый коллектив.

1

8.     

Впереди экзамены.

Как организовать свою работу. Приемы запоминания. Учимся не волноваться.

1

 

                                                                  II.            Спортивно-оздоровительные мероприятия.

 

Данный раздел включает в себя спортивно-массовые мероприятия, направленные на популяризацию спорта среди обучающихся, формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям спорта:

-       Дни здоровья 1-11 классы

-       Веселые старты 1-4 классы

-       Турслеты

-       Спортивные соревнования (1-11 классы)

-       Участие в школьной спартакиаде (Приложение 1)

-       Участие в окружных и городских состязаниях «Надежды Кубани» (Приложение 2)

-       Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

-       Встреча со спортсменами

-       Показательные выступления воспитанников спортивных школ и секций и др.

                                                               III.            Творчество.

 

Раздел «Творчество» включает в себя такие формы деятельности как:

-       Выставка тематических рисунков и плакатов, стенгазет «Здоровое поколение», «Мы – здоровые ребята», «Мы любим спорт» и т.д.

-       Тематические выставки фотографий «Я выбираю спорт», «На пути к олимпиаде в Сочи».

-       Создание тематических видеороликов, презентаций о ЗОЖ, спорте, правильном питании

-       Литературные конкурсы.

 

                                                               IV.             Тематические родительские собрания

 

Предлагается тематика родительских собраний, лекториев, индивидуальных бесед по классам. Классный руководитель может пригласить для работы с родителями по предложенным вопросам (или по индивидуальному запросу) медработников МУЗ ГДП №7, школьного педагога-психолога, специалиста по социальной работе ГУЗ «Наркодиспансер» и др.

 

5 класс

1.     Трудности адаптации пятиклассников к школе.

2.     Телевидение и пятиклассник.

3.     Агрессия детей: ее